Шаман
Шаман - это класс, совмещающий в себе хилера, мили�?ника и кастера.
Также этот класс обладает уникальным свойством - установка тотемов, неподвижных временных игровых объектов, которые имеют различные эффекты - баффы, дебаффы, атаки и прочее.
Сам по себе класс достаточно сложен, т.к. содержит максимальное число заклинаний и прочих эффектов. Считается (и небезосновательно), что это - наиболее универсальный класс в WoW.
1.2 Какова роль Шамана в группах?
На ранних уровнях, �?аманы могут выполнять любую работу, и танчить и хилить и дамагать. Однако, на высоких уровнях их роль в основном смещается в сторону дамагера или хилера, и также в сторону поддержки группы.
1.3 Каковы основные достоинства Шаманов?
Сильные стороны �?аманов таковы:
* Гибкость. �?мея боль�?ой диапазон возможностей, �?аман может адекватно отвечать на практически любую игровую ситуацию.
* Способность к рукопа�?ному бою; возможность но�?ения кольчужной брони и щита делает �?амана достаточно бронированным. С учётом брони и баффов на оружие, �?аман может быть достойным рукопа�?ным бойцом.
* Спосбность кастовать атакующие заклинания. При наличии нужного �?мота и билда �?аман превращается в кастера с довольно сильной и быстрой магией. Может наносит колоссальное кол-во повреждений в короткий промежуток времени, что очень полезно в ПвП и инстах под 5 человек. Полностью может себя раскрыть себя в этом направлении уровня с 65ого, когда будет возможность добывать нормальный �?мот на спелл дмг.
* Лечение. Одно из главных преимуществ �?амана это его возможность хилить. �? главное делать он может это в любом билде и любой ситуации, в отличии от тех же друидов или �?адоу пристов. Благодаря чейн хилу �?аман может быстрее любого другого от лечить рейд при АоЕ, ерз �?илд умень�?ит �?ансы уронить танка и не раз спасет вас в ПвП.
* Шоки. У �?аманов имеется три разновидности т.н. "�?оков" - мгновенных атакующих заклинаний, использующих единый таймер кулдауна, с различными эффектами; один наносит повреждения с течением времени, другой прерывает заклинания, третий замедляет противника. * Баффы. Луч�?его баффера для группы чем �?амана не найти. Его тотемы очень заметно усиливают группу кастеров, мили�?ников или хилеров.
1.4 Каковы основные недостатки �?аманов?
* Нет контролирующих (изменяющих состояние) свойств; �?аман не может временно вывести из боя ни игроков, ни мобов.
* Довольно низкая живучесть у некоторых билдов на высоких уровнях.
* Недостаток в �?моте. В отличии от других классов, дамагера �?амана одеть довольно сложно из-за того что нету нужного �?мота в игре.
* Высокая популяция класса. Могут возникнуть проблемы с попаданием в рейды\группы из-за этого. Хотя это скорее относится к плохо играющим �?аманам, или �?амам в ПвП билдах, остальным находится место обычно.
1.5 Какая раса оптимальна для �?амана?
Короткий ответ: выбирайте для себя сами. Создайте различных �?аманов - таурена, орка, тролля, дрянея и немного поиграйте ими. Проверьте их расовые умения, а также посмотрите на анимацию персонажа.
Длинный ответ: обычно считается, что луч�?ая раса для �?амана - это Таурен, с его расовой способностью Warstomp, которую можно рассматривать как двухсекундную переды�?ку - для прочтения волчьей формы, лечения, или чего-нибудь другого, на выбор.
Однако, из-за размеров Тауренов, есть некоторые нюансы:
* Сложно рассмотреть что-то перед собой; особенно в замкнутых помещениях.
* Размеры персонажа затрудняют передвижения в закрытых пространствах.
* Боль�?ая цель в ПвП. Модель тауренов боль�?е всех; соответственно её проще всего выбрать при ручном выборе цели в ПвП.
Однако, всё дело в личных предпочтениях.
1.6 Правда ли, что �?аманы - это убер и их надо нерфить? )
Короткий ответ: нет. Хотя их и так нерфят…
Длинный ответ: мифы о перекачанности �?аманов произрастают оттого, что на ранних уровнях у �?аманов действительно есть некоторое преимущество в ПвП из-за �?ирокого спектра возможностей. Однако, на высоких уровнях остальные классы также получают дополнительные возможности, и �?аманы теряют преимущества в ПвП. К тому же, из-за �?ирокого спектра возможностей, многие не сли�?ком хоро�?о представляют, что �?аманы могут делать, а что не могут.
1.7 Какой класс луч�?е всего сочетается с �?аманом в паре?
Собственно, �?аман - это гибридный класс, и в равной степени с ним могут ходить парой практически любые классы.
1.8 Как правильно склонять слово "Шаман"?
Обсуждения английского прочтения множественной формы слова �?аман нас волнуют примерно так же, как проблемы индейцев - �?ерифа, однако упомянем, что по-англицки множественная форма слова "Шаман" пи�?ется как Shamans (мега-замечание, нобелевскую премию в студию), а также там не существует женского рода этого слова. А у нас вот существует - "�?аманка", "�?аман�?а".
Основные вопросы по игре �?аманом
2.1 Какие статы наиболее важны для �?амана?
Короткий ответ: Энхансеру: сила( атак пауер), агила(крит рейтинг), стамина, также нужно как можно боль�?е хит рейтинга при использовании дуалов спел хаст.
Элементалисту: Спел дмг , Спел Крит, интеллект, стамина, манна\5 сек.
Рестору: Хилинг спеллс, интеллект, мп\ 5 сек, стамина, Спелл Крит.
Наиболее бесполезный стат для �?амана это спирит.
Agility (AGI, Ловкость)
* Увеличивает Armor Class на 2 за каждую единичку AGI.
* Увеличивае �?анс критического удара рукопа�?ным или стрелковым оружием. Добавка зависит от класса и уровня персонажа.
* Увеличивает �?анс уворота (dodge). Как и в случае с критическим ударом, добавка зависит от класса и уровня.
1 Strength* = 0.142 DPS, т.е. примерно 7 Strength = 1 DPS
1 Strength = 2 Attack Power (для рукопа�?ного оружия)
Strength также увеличивает количество блокируемых щитом повреждений (не �?анс блокировать, который зависит от Агитили)
Единчка �?нтеллекта добавляет 15 маны, и 0.01% критического каста (1% за 100 интеллекта)
Единичка стамины добавляем 10 хитов.
Единичка спирита добавляет 0.2 мана регенерации за тик, и 0.11 хито-регена в тик (тик = 2 секунды).
2.2 Как работает блок щитом?
Каждый раз, когда вы получаете удар (при наличии щита, не со спины), у вас есть вероятность блокировать удар; если вероятность не сработала, то ничего не происходит; если блок таки случился, то:
* При блокировании атаки из нанесённого повреждения вычитается некоторое число, равное параметру Block у щита, плюс модификатор от Strength (формула неизвестна, но более высокая Сила блокирует боль�?е повреждений).
* В комбат-логе при этом отобажается сообщение: "You take x damage (y blocked)". Это означает, что без блока подача была бы на x+y повреждений.
* Возможна ситуация, когда вы увидите анимацию блокирования и сообщение в комбат-логе "They attack. You block." - когда в блок уходит всё нанесённое повреждение.
2.3 Как работает регенерация маны?
Мана регенерируется всё время, за исключением пяти секунд после завер�?ения прочтения заклинания; в эти пять секунд регенерация не происходит; это т.н. "правило пяти секунд".
В это время регенерация манны идет только от бонусов со �?мота типа * mana per 5 sec, что делает этот эффект довольно полезным в длительных боях. Под "заклинанием" здесь подразумевается использование любой особенности, требующей ману.
Замечание - некоторые заклинания НЕ требуют маны, соответственно они не подпадают под это правило, и не влияют на процесс регенерации маны. В частности это - активация Nature's Swiftness; и боевые заклинания, прочитанные в состоянии Clearcasting.
Тотемы, естессно, попадают под определение "заклинания" и стартуют 5-секундный таймер.
Мана регенерирует согласно количеству ва�?его Spirit. Формула расчёта регенерации маны в тик (2 секунды):
Мана_регенерация_в_Тик = 17 + (Spirit/5).
Очень важное замечание - регенерация маны НЕ зависит от положения персонажа (стоя-лёжа), и НЕ зависит от нахождения в бою - не в бою.
2.4 Что луч�?е - одноручное оружие + щит, или двуручное оружие?
всё зависит от ва�?его стиля игры, билда и ситуации.
2.5 Какие типы оружия предпочтительно тренировать и использовать?
Всё зависит от личных предпочтений. Шаман *может* использовать практически любое рукопа�?ное оружие, кроме мечей и копий (polearms).
2.6 Как играть �?аманом и не тупить при этом?
Два конструктивных замечания:
* Хоро�?енько изучите свои заклинания, тотемы и прочие особенности. Универсальность �?амана позволяет находить выход в любой ситуации, и приносить пользу себе и группе.
* Регулируйте расход маны. Некоторые спелы �?амана имеют очень низкую эффективность по сравнению с кол-вом затрачиваемой на них манны.
2.7 Какова основная тактика для соло-�?амана?
Убедитесь, что ва�? бафф на оружие и лайтинг-щит включены. Поставьте пару тотемов, в зависимости от персональных предпочтений. Пульните в моба Лайтингом; если моб - кастер и принялся что-то кастить, добавьте Earth Shock. При необходимости снимите эффекты с моба с помощью Purge. В время боя не отходите далеко от тотемов. Если моб принялся убегать, используйте Earthbind или Frost Shock для замедления и добивания. Если к битве подключились дополнительные мобы, используйте Stoneclaw totem.

2.8 Какова тактика �?амана в инстанс-группе?
* Резервный хилер. Следует следить за маной основного хилера и хитами всех членов группы; в случае чего помогать лечить.
* Добивающий убегающих; при попытках мобов убегать надо тормозить их фростом или earthbind-тотемом и добивать как можно скорее; иначе они могут привести подмогу.
* Установщик тотемов. Следите за ситуацией и вовремя в нужном месте расставляйте соответственные тотемы.
* Анти-кастер. �?спользуйте earth-shock для прерывания вражьих заклинаний и выманиванию мобов-кастеров поближе, а также grounding totems для абсорба вражьих заклинаний. Следите за кул-дауном Граундинг-тотема - это важная часть грамотной игры.
* Резервный танк. �?ногда луч�?е взять на себя часть мобов, чтобы дать возможность киллерам (ДД) делать своё дело.
* Массовые заклинания - в боль�?их группах (обычно не-элитных мобов) ставьте магма-тотемы и бомбите чейн-лайтингом; это не только нанесёт много повреждений, но и позволит ДД использовать свои массовые заклинания с мень�?им риском получить массовое агро.
* Выбирайте место, где луч�?е всего помирать. Если ситуация критическая, найдите место максимально далёкое от точек спавна и патрулей мобов, для последующей реинкарнации.
* Телохранитель. Следите за мобами, переключающимися на хилеров, магов и прочих кастеров; если таковые есть, используйте frost shock для переключения их на себя. Основной танк может и не заметить такой ситуации.
Плюс ко всему следует всегда атаковать того же моба, что и основной/резерный ДД (на кого показывает команда /assist для этого чара).
2.9 Я - начинающий �?аман, и рань�?е играл в соло. Вот, по�?ёл впервые в инстанс (Ragefire или Wailing Caverns) как хилер - и на меня все кидаются и валят. Что не так-то?
Во-первых, файтеры и друиды (основные танки инстанс-групп) на низких уровнях фактически не имеют агро-регулирующих свойств, и не могут переключить кинув�?ихся на хилера мобов на себя.
Во-вторых, боль�?инство игроков в первых инстансах также новички, и плохо умеют регулировать агро мобов.
В третих, есть несколько вещей, которые молодым �?аманам привычны в соло, и которые *не должны* быть использованы в инстансах в роли хилера:
* Не используйте lightning shield. Если моб переключился на вас, чем боль�?е повреждений он от вас получит, тем сложнее будет его с вас переключить.
* �?пользуйте Frost Shock *только* для сбивания каста и добивания убегающих; он вызывает много агро - существенно боль�?е, чем просто согласно нанесённым повреждениям.
* �?збегайте рукопа�?ной. В роли хилера ва�?а цель не наносить повреждения, а лечить. Поэтому следует держаться подаль�?е от рукопа�?ных схваток, или подключаться к ним после нанесения мобам со стороны танков изрядной доли агро.
Как видите, все эти советы как раз противоположны обычным действиям �?амана в соло. Поэтому неудивительно, что начинающие �?аманы в инстансах имеют проблемы с управлением агро.
2.10 Какие профессии оптимальны для �?амана?
Вот мой выбор:
* Leatherworking/Skinning. Хоро�?ая профессия для �?амана по трём причинам: на низких уровнях можно делать кожаные доспехи, как раз для себя; во-вторых, на высоких уровнях появляется возможность делать Mail-доспехи, как раз согласно возможности носить кольчуги; в-третьих, боль�?инство высокоуровевых доспехов фактически разработано специально для �?аманов. К тому же эта профессия приносит боль�?е денег, чем требует, что немаловажно для такого дорогого класса, как Шаман.
* Alchemy/Herbalism. Значение бутылок с буффами и mana potions сложно переоценить.
* Engineering. Хоро�?ая профессия для �?амана, ещё более усугу6ляющая его универсальность. С помощью инженерных приспособлений можно устранить некоторые классовые недостатки �?амана. С другой стороны, инженерия - дорогая профессия, и боль�?инство её продуктов не может быть использвано не-инженерами, что снижает спрос и цену на них.
Также можно взять кузнечное дело, крафченое оружие очень не плохо.
2.11 Не хватает места под заклинания на панели свойств? Что делать?
�?дем на curse-gaming.com и качаем аддоны типа Bartender3, Totemus и прочие.
2.12 Может ли �?аман быть основным хилером в инстансе?
да; однако на высоких уровнях необходимы следующие условия:
* Много вложений в таланты раздела restoration.
* Кастерский набор брони, максимизирующий �?нтеллект, Стамину и Хил спеллс.
Вопросы по �?аманским заклинаниям
Какие эффекты с противника можно снять при помощи Purge?
Короткий ответ: снимаются все буффы (включая "бутылочные"), прочитанные НА �?ГРОКА (моба) в целом. Purge НЕ снимает буффы с оружия, паладинский щит divine protection (с этим непонятно, почему), пассивные умения, и друидские звероформы.
Список классовых буффов, которые снимаются Purge (по классам):
Druids
Mark of the Wild
Thorns
Regrowth
Rejuvenation
Paladins
Все Seals
Все Blessings
Holy Shield
Priests
Abolish Disease
Elune's Grace
Fade
Inner Fire
Levitate
Mind Control
Mind Vision
Power Word: Shield
Power Word: Fortitude
Renew
Shadow Protection
Mages
Amplify Magic
Arcane Intellect
Dampen Magic
Fire Ward
Frost Ward
Mana Shield
Shamans
Ghost Wolf
Lightning Shield
Nature's Swiftness
Warlocks
Demon Skin
Demonic Sacrifice
Detect Invisible
Sacrifice
Soulstone
Spellstone
Unlimited Breath
Warriors
Battle shout
Можно ли иметь активными несколько тотемов одновременно?
Да. С одним ограничением - нельзя иметь более одного тотема одного и того же элемента; каждый следующий тотем заменит предыдущий тотем этого же элемента. Поэтому можно одновременно иметь включёнными 4 тотема - один Earth totem, один Fire totem, один Water totem и один Air totem.
Описание, какому элементу тотем принадлежит, читайте в описании тотема.
Для чего предназначен tremor totem?
Тремор-тотем посылает импульсы каждые 4 секунды, пробуждая окружающих членов группы от эффекта сна, страха и чарма.
Какова принципиальная разница между заклинанием Astral Recall и стандартным каме�?ком Hearthstone?
В целом, действуют они похоже; оба телепортят в дома�?нюю таверну, и оба имеют 10-секундный каст. Однако есть некоторые различия:
* Затраты маны; hearthstone не требует маны, Astral Recall стоит 150 mana.
* Кулдаун; задержка между применениями заклинания; у heartstone задержка составляет 1 час, у Astral Recall - 15 минут. Причём эти таймеры независимы.
* Hearthstone занимает слот в инвентаре; Astral Recall не занимает ничего.
* Hearthstone может быть использован в бою; Astral Recall не может.
* Прерывание заклинания; использвание Hearthstone автоматически прерывается полностью при атаке противника; прочтение Astral Recall атакой всего ли�?ь задерживается.
Как работает Stoneskin-тотем?
Stoneskin умень�?ает нанесённые повреждения ДО ослабления их бронёй. Таким образом, при получении повреждений любым членом группы первым делом из нанесённого урона вычитается ослабление этого тотема, а затем происходит остабление удара бронёй. Рассмотрим для примера типичного �?амана со щитом - его ослабление в среднем составляет 40% против мобов симметричного уровня (посмотреть точное значение можно в око�?ке персонажа (кнопка C), в подсказке при наведении на показатель брони (Armor) отобразится это значение).
�?того. Например, моб ударяет на 100 дамаги. Stoneskin totem (6-го ранга) осла6ляет удар на 27 хитов, остаётся 73. Затем к 73 хитам применяется ослабление бронём (-40%), остаётся 44 - эти 44 и будут нанесены.
�?з-за такой работы тотема, талант на его улуч�?ение работает не так хоро�?о, как кажется на первый взгляд.
Как работает Stoneclaw totem? Что-то его эффекта вообще не заметно.
Тотем работает, но он привлекает мобов не так сильно, как хотелось бы. Желательно использовать тотем до повреждений мобов или других генерирующих агро эффектов, навроде лечения. Тотем генерирует агро ли�?ь немногим боль�?е, чем повреждение соседнего моба в группе мобов.
Какой буфф на оружие круче всего?
Rockbiter для хренового оружия, и Windfury для оружия с более менее высоким ДПСом.
В элем или рестор билде луч�?е ве�?ать Flametongue.
На низких уровнях, Rockbiter и Flametongue могут применяться попеременно.
Rockbiter хоро�?о использовать:
* против слабо-бронированных мобов
* против мобов с защитой от огня/холода
* как базовый буфф при соло-игре
* пока нету Windfury
Flame Tongue луч�?е использовать:
* против бронированных мобов; огненное повреждение не зависит от Армора
* против мобов, уявзимых к огню
Frostband следует использовать:
* против мобов, которые могут убежать; срабатывает этот буфф не всегда, но поможет сберечь фрост-�?ок для других целей
* против мобов, уязвимых к холоду.
Суммируются ли буффы на оружие? Могу ли я прочитать буфф и поставить тотем для получения второго буффа на оружие?
Нет; оружие может иметь только один буфф, неважно какого типа - обычный �?аманский буфф, тотем-буфф, воровская отрава (poison), или буфф от smith's stones. Тотем-буффы замещают воровские отравы, но не blacksmith's sharpening/weighting stones. Но при этом обычный �?аманский буфф (напр. Рокбиттер) заменит эффект от blacksmith's weighting stones.
Может ли серия ударов Windfury инициировать следущую серию Windfury?
нет. В последних патчах ввели 3х секундный кулдаун на проки ВФа.
Суммируются ли эффекты от тотемов разных �?аманов?
В целом нет; буффы и дебуффы, даваемые одинаковыми тотемами нескольких �?аманов (Stoneskin, Grace of Air, Health Stream totems, Earthbind) не суммируются, используется только один из них (налуч�?ий).
Однако атакующие тотемы (searing, magma, and fire nova) "суммируются", то есть все атакуют одновременно; также "суммируются" и Граундинг-тотемы - в смысле того, что когда один тотем уничтожен заклинанием, второй при этом останется активен; также легче пережить время кул-дауна тотема.
�? наконец, несмотря на не-суммируемость боль�?инства тотемов, в партии с несколькими �?аманами можно одновременно использовать различные тотемы одного и того же элемента (например, Strength of Earth и Stoneskin).